ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Кубасовой Ольги Ивановны
учителя эрзянского языка МОУ «Лицей № 43»г.о. Саранск
«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий школьников на уроках мордовского (эрзянского) языка.

1.Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
  В условиях повышающего общественного  интереса к культурным традициям народов Республики  Мордовия заметно с каждым годом возрастает роль школы в вопросах бережного отношения к их самобытной культуре и языкам. Процесс воспитания высоконравственной личности в современном мире неразрывно связан с формированием у неё чувства причастности к малой родине, её истории и традициям.
     Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост, где в качестве главных результатов являются не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
    Введение в педагогические технологии элементов проектно-исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.
Я - учитель эрзянского языка и каждый раз, составляя план очередного урока,  я задаю себе одни и те же вопросы:
а) как  достичь  целей  урока;
б) какой учебный материал отобрать, чтобы он был  интересен  учащимся
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г)как организовать собственную деятельность и деятельность учеников
      д)как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Воплощению этой идеи помогает метод проектно-исследовательской деятельности, направленный на формирование творческой личности и развитие познавательной активности.
     Это очень актуально для развития современного общества, которое требует от человека способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая идея опыта состоит в стимулировании положительной мотивации ученика на уроках эрзянского языка за счет проектно-исследовательской деятельности, который способствует формированию практических умений и навыков.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Моя задача как педагога заключается в том, чтобы воспитывать в школьнике интерес и положительное отношение к мордовскому(мокшанскому, эрзянскому) языку, к культуре народа Мордовии, а также уважение к нему через его выразительные возможности – поэзию, культурные сокровища созданные на мордовских языках. Важными является развитие у обучающихся общеязыковых способностей. Изучая языки, формируется правильное понимание языка как общественного явления, развивается интеллектуальные, речевые, эмоциональные, познавательные способности, а так же личные качества общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и другие. Кроме того, приобщение школьника на уроках эрзянского языка к национальной культуре позволяет ему осознать себя как личность, воспитывает в нём патриотизм.
 Осмыслив более детально и подробно идеи проектно-исследовательской деятельности, я пришла к выводу о том, что  она  более полно соответствует моим педагогическим принципам:
-системный подход к планированию и изучению материала;
-включение в систему уроков всех звеньев познавательного процесса;
-раннее предъявление требований к конечному результату обучения;
-предоставление ученику возможности работать в индивидуальном темпе;
-увеличение доли самостоятельной работы по добыванию и осмыслению учебной информации на разных этапах урока;
-использование индивидуальной, парной и групповой работы.
Считаю, что положительная мотивация использования данной деятельности заключается в том, что формируются  ключевые и предметные компетенции, характеризующие готовность учащихся к дальнейшему развитию, жизни и деятельности через развитие и совершенствование проектно-исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

3. Теоретическая база опыта.
      В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия (Методические рекомендации к учебнику «Эрзянский язык. 2 класс» авт. С.Ю. Дмитриева, Л.Ф. Ломакина, С.2010г.; Методические рекомендации к учебнику «Эрзянский язык. 3 класс» авт. С.Ю. Дмитриева, Л.Ф. Ломакина, С.2013г.;).                               Мной разработаны поурочные планы-конспекты уроков, большое количество дидактического материала,  проверочные и тестовые работы, планы-конспекты, открытые уроки, выступала  с освещением опыта своей работы на педагогических советах, семинарах  перед слушателями МРИО, принимала участие в городских и республиканских  семинарах учителей  родного языка. Для слушателей курсов повышения квалификации учителей русского, родных языков и литературы и для учителей города  дала открытые уроки и провела мастер- классы. Я являюсь членом творческой группы педагогов при лаборатории этнокультурного образования, а разработанные  материалы по реализации этнокультурного образования содержатся в базе методических материалов лаборатории этнокультурного образования.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

     В своей педагогической практике использую групповые и индивидуальные проекты. Они позволяют учащимся получить учебную и эмоциональную поддержку одноклассников. Формируют нравственные чувства дружбы, взаимопомощи, и ответственности друг за друга.
     Работа по технологии проектного обучения строилась не всегда планомерно,  каждый раз пыталась по-разному организовать деятельность с учётом проанализированных недостатков предыдущей работы.

     На уроке обсуждали возможные темы, содержание, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления. Начинали с выбора тем проектов, т. к. выбор тем во многом определяет полученные в итоге результаты. Темы выбирались по итогам предварительных бесед с детьми, в процессе которых выяснялись интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Иногда тема появлялась прямо в рамках какого-либо урока. Учитывалось и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в тоже время была выполнима и приносила конкретную пользу участникам работы над проектом. Тематика коллективных урочных  проектов, над которыми мы работали, довольно широка. По окончании работ ребята представляли свой проект, причём каждый раз форма представления могла меняться. Так, работая над проектом “Творческая мастерская”,  группы представили в конце урока журнал «Осень».
Коллективный проект «Новогодня открытка» (на эрзянском языке) охватил всех учащихся. Проект «Украшение новогодней ёлки» обязательно были включены и традиционные новогодние персонажи: дед Мороз и Снегурочка. Дети познакомились с новыми словами. Украшая елку, вспомнили слова на тему цвета, деревья. К концу урока разучили небольшое стихотворение «Ёлка, ёлка, ёлкине…»
   Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год (литературные журналы); от мини-проектов для изучения предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.
Виды проектов и особенности вида
Краткая характеристика процесса и результата
Информационные  проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Сбор, анализ и представление информации о каком – либо объекте, явлении в виде:
- реферата
- альбома
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках лицейской конференции «ЕсТеЛий»
Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов
-социологического опроса
-наблюдения
-эксперимента
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.
Разработка :
-игр (спортивных и других)
-сценариев
-  рисунков, выставок
- сочинений
- газет
- сборников (стихов и др.)
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, семьи,
-учебное пособие
- кроссворд
- костюмы
- поделки
-календарь-закладка
Ролевые
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия
 Подготовка и разыгрывание:
- спектакля
- инсценировка
- фрагмент праздника «Посиделки»

Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ причин неудач, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в нем.
5. Анализ результативности.
       Школа наша русскоязычная, поэтому  одной из главных  целей  и её назначением является создание благоприятных условий для возрождения, сохранения, развития национальной культуры, традиций, обычаев и языка мордовского народа.
       За все годы  работы обеспечиваю устойчивые положительные результаты обучения, благодаря грамотному и методически оправданному использованию в своей работе разнообразных методов и приемов обучения. На уроках всегда царит творческая атмосфера, они производят впечатление цельности, законченности, гармоничности,  сочетают в себе методическое мастерство, педагогический такт, психологическую обоснованность и языковую целесообразность.
    Работая над темой «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий школьников на уроках мордовского (эрзянского) языка, применяю различные педагогические технологии.
    Метод проектов я рассматриваю как систему обучения, при которой учащиеся приобретаютзнания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
  Лучшие работы учеников  занимали призовые места  на олимпиадах,  в городских и республиканских конкурсах творческих работ:
-муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников по родному языку: (2012 год -  1 призер; 2013 год - 1 призер; 2014 год--  2 призера; 2015 год- 3 призера);
  - городской конкурс чтецов учащихся начальных классов: ( 2012 год- 1 призер; 2013г.-1 призер; 2014 год- 1 призер; 2015 год- 2 призера ; 2016 год- 1-победитель, 2- призера);
  -республиканский конкурс художественного чтения на языках народов Республики Мордовия (мокшанский, татарский, эрзянский) «Пою Мордовию мою!»: (2015 год-1- призер;
  -муниципальный конкурс творческих работ «Мой  край -Мордовия моя» (2013 год-1 призер; 2014 – 1 –призер;
III Республиканский конкурс творческих работ  учащихся общеобразовательных организаций и студентов организаций высшего профессионального образования «Край родной, навек любимый!» (2016 -2 место);
 - республиканские  конкурсы  научно - исследовательских работ студентов и учащихся общеобразовательных учреждений РМ:  (2014 год- 1 призер ).
   Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся:
2013 г. – призер. Конкурс сочинений (Ледяйкин Роман)
2013 г. – призер. Городской конкурс чтецов (Беспалов Александр)
2014 г. – призер. Городской конкурс чтецов (Баркина Анастасия)
2014 г. – призер. Конкурс творческих работ (Юдашкин Олег)
2015 г. – III Республиканский конкурс творческих работ  учащихся общеобразовательных организаций и студентов организаций высшего профессионального образования «Край родной, навек любимый!» (Елисеева Ульяна)
2016 г. – Победитель.  Городской конкурс чтецов по родному языку среди младших школьников «Родимый край, тобою я живу»  (Баркина Анастасия)
   Веду  исследовательскую работу не только урочное, но и внеурочное время со своими учениками, которые достойно участвуют и занимают призовые места  в лицейской научно-практической конференции «ЕсТеЛий». Подготовила лауреата ХII Всероссийской научно-практической конференции «Первые шаги в науку»  в г.Обнинске в 2012 г. Ширманкину Марину с темой «Зов торамы».  
2015г. Призер. Школьники города- наука XXI века. Конкурс «Ярмарка идей» (Кусайкина Елизавета)

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
На первом этапе необходимо  определиться с темой предстоящей работы. Желание что – либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам,  взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, прежде всего следует выявить его склонности. Суметь, услышать, понять, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая задача. Необходимо определить правила выбора темы исследования:
-  тема должна быть интересна ребенку, увлекать его;
- должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
- должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
- должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Публичное  представление собственного педагогического  опыта представлено на сайте педагога и размещено  по адресу http://kubasovaoi.blogspot.ru/  и  http://kubasovaoi.ucoz.ru
   Предоставила свои методические материалы по преподаванию эрзянского языка и мордовской литературы в банк методических материалов лаборатории этнокультурного образования ГБОУ ДПО (ПК)С  « Мордовский республиканский институт образования» для обмена опытом с педагогами Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения. http://www.edurm.ru/2009-11-12-06-43-28/2010-11-09-07-21-20/85-2010-11-09-07-20-36/2028-l-43r-44545068

8. Наглядное приложение: конспект открытого урока/ занятия и т.д. (видео приложение)
1.Видео приложение урока:



      3. Приложение
4.ССЫЛКА НА УРОК " Тундонь нармунтне"  https://yadi.sk/i/c45g67vk3GFYxE

Приложение I
 Пример исследовательского проекта.
Исследовательский проект « Мордовский национальный костюм»
Актуальность темы обусловлена:
-    стремлением сохранить,  для истории материал о национальном костюме;
-    передать из поколения в поколение особенности шитья и украшения национального мордовского костюма.  
Объект исследования.   Национальные костюмы  мордвы  эрзи и мокши.
Предмет исследования.
Различия и сходство  национальных  костюмов  народов эрзи и мокши.
Гипотеза.  Мордовский национальный костюм - это достояние нашего народа. Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества и в ней выражалось миропонимание, обычаи, характер, вкус народа. Мы поражаемся  разнообразием женских нарядов мордвы-мокши и мордвы-эрзи. 
Цель исследовательского проекта:   развитие познавательных интересов в области   мордовского  национального костюма и языковых возможностей  младших школьников.
Задачи:
- изучить источники о мордовском  национальном костюме;
- собрать материал о национальном костюме, о его отдельных элементах;
-изучить названия элементов костюма на мордовском (мокшанском и эрзянском) языках и составить словарь;
- провести анкетирование среди родителей и  учащихся  2-4-х классов;
-выделить сходство  и различие между эрзянским и мокшанским             костюмами.   
Методы.
-теоретический (анализ данных, полученных при изучении информации по теме исследования, изучение лексического материала);
-опрос в форме анкетирования;
-сравнение;                                                                     
Вывод
Изученная информация  показала, что национальные костюмы мордвы эрзи и мокши имели огромное значение в их жизни.
Рассмотрели элементы одежды и украшения, запомнили их названия на эрзянском и мокшанском языках.
Результаты анкетирования показали, что большинство  из нас знает, как называются элементы  мордовской национальной одежды и украшений. 
Установлено, что в национальной одежде  выражалось миропонимание, обычаи, возрастные особенности, и доказывает выдвинутую нами гипотезу.
Традиционная мордовская одежда развивалась по двум направлениям, соответствующим культуре мокши и эрзи. Мы сравнили два костюма, и определили сходство и различия между ними.

ПРИЛОЖЕНИЕ к исследовательской работе.
1. Обращение к родителям.
Уважаемые родители!
Мы, учащиеся 4-го класса, начинаем работать над проектом «Мордовский национальный костюм». Приглашаем Вас принять участие в работе. Помогите нам собрать полезную информацию об элементах мордовского костюма.
Надеемся, что наша  совместная работа даст возможность восхититься богатством мордовского народа, создаст пространство для творчества и радость от совместной работы и полученных результатов труда.
С уважением, ваши дети. Учитель.

2.Анкета для родителей и учащихся в 2,3, 4-х  классов.
1.Сможете ли различить мордовский национальный костюм от других национальных костюмов? (Да, нет, не знаю)
2.Есть ли в мокшанском костюме пулай? (Да, нет, не знаю)
3.Есть ли в эрзянском костюме крганя? (Да, нет, не знаю)
4. Панго - это эрзянский головной убор. (Да, нет, не знаю)
5. Руця- это мокшанский головной убор. (Да, нет, не знаю)
6. Сохранился ли у вас костюм  бабушки или прабабушки? (Да, нет, не знаю)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочется сказать, чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, связав с мордовскими (эрзянским и мокшанским) языками.

Список литературы.
1. Бычков А.В.Метод проектов в современной школе. – М., 2000
2.Засоркина Н.В.Метод проектов в начальной школе. – Волгоград, 2012
3.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. – Нач. школа – 2005 №9
4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- М., 2005
5. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006




Комментариев нет:

Отправить комментарий